Ордонанс
Количество игроков: 
2 игрока
Рекомендуемый возраст: 
12-99
Среднее время игры: 
30-40 минут

- 56 карт;

- 2 линии территорий;

- 15 маркеров победы;

- правила игры.

24 ноября 1095 года Папа Римский Урбан II призвал участников Клермонского собора снарядить военный поход на Восток, чтобы освободить Святую Землю от мусульман. Эта страстная проповедь стала началом эпохи Крестовых походов. К 1099 году тридцатитысячное войско крестоносцев захватило всё восточное побережье Средиземного моря. На вновь обретённых землях возникли христианские государства: графство Эдесса, княжество Антиохия, Иерусалимское королевство и графство Триполи, а почти сто лет спустя появилось королевство на Кипре. Несмотря на общие цели и стремления, государства крестоносцев так и не стали единой силой: они постоянно соперничали друг с другом и довольно быстро пали под ударами мусульманских армий.

«Ордонанс» — это настольная игра, участники которой борются за власть в пяти государствах крестоносцев: Антиохии, Кипре, Иерусалиме, Эдессе и Триполи. Игрок может отправить в каждую из этих территорий до четырёх карт отрядов. Тот, чьё войско окажется сильнее, и получит контроль над спорным регионом. Как только все пять государств обретут своих повелителей, партия закончится, и тот из соперников, кто владеет наибольшим числом территорий, станет победителем.

В начале игры каждый участник кладёт перед собой линию территорий, на которой размечено пять зон — по одной для каждого государства. Игроки перетасовывают колоду и берут из неё по пять карт отрядов. В верхней части каждой карты значками указано, какие войска входят в данный отряд: копьё символизирует ополченцев, лук — стрелков, мечи — пехотинцев, шлем — рыцарей и флаг — полководцев. В составе одного отряда могут находиться любые виды войск — хоть все пять, — однако чаще всего встречаются карты с одним-двумя значками.

Соперники ходят по очереди. В свой ход игрок берёт карту из колоды и затем играет одну карту с руки на стол рядом со своей линией территорий. Игрок может выложить карту в любое государство, где у него ещё нет четырёх отрядов. Если там уже присутствуют отряды игрока, новая карта выкладывается поверх предыдущей с небольшим сдвигом, чтобы значки на всех картах были видны.

Как только каждый участник собирает в государстве войско из четырёх отрядов, игроки сравнивают силу этих армий, чтобы определить, кто взял под контроль данную территорию. Сила армии зависит от того, какие значки в ней представлены. Комбинация из двух одинаковых значков считается ротой, из трёх одинаковых — батальоном, а из четырёх — полком. Власть над территорией достаётся тому из соперников, кто собрал в ней больше всего полков. Если у игроков одинаковое число полков, выигрывает тот, у кого есть более старший полк (самыми старшими считаются флаги-полководцы, а самыми младшими — копья-ополченцы). При необходимости соперники сравнивают число и старшинство своих батальонов, а если нужно — то и рот. Наконец, если армии игроков абсолютно одинаковые, территорию забирает себе тот, кто раньше сыграл в неё четвёртый отряд. Победитель кладёт на свои карты в этом государстве маркер победы, а проигравшие — маркеры поражения.

Как только на стол выложен последний, пятый маркер победы, игра завершается. Победителем становится тот из игроков, кто контролирует больше всех территорий. Когда в игре участвуют трое или четверо, может получиться так, что два участника подчинили себе по два государства. В таком случае побеждает тот из них, кто захватил своё второе государство позже. Чтобы следить за этим, маркеры победы пронумерованы от одного до пяти: в первую захваченную территорию кладётся первый маркер, в следующую — второй и т. д. Кроме того, победителя можно определить по очкам: в каждом государстве игрок с самой сильной армией получает три очка, обладатель следующего по силе воинства — два очка, и третье место — одно очко.

«Ордонанс» — это карточная настолка для тех, кто ценит в играх точный расчёт и тактические решения. В ней важно следить за тем, какие отряды уже вышли— благо все разыгранные карты лежат в открытую на столе, — а какие ещё могут быть использованы соперниками. Лучше всего «Ордонанс» раскрывается в игре на двоих, однако при помощи двух наборов в партии могут принять участие и три, и четыре соперника.

Форум по игре "Ордонанс" на сайте BGG

Если у Вас есть любые вопросы по правилам нашей игры, будем рады ответить на специальном форуме о ней на международном портале BoardGameGeek на русском языке.

Рука мастера

В качестве иллюстраций для «Ордонанса» использованы гравюры знаменитого французского живописца и графика Гюстава Доре. Большинство из этих работ были сделаны для двухтомника «История крестовых походов», который увидел свет в 1875 году. Интересно, что первой изданной книгой Доре был альбом, посвящённый русской истории.

Об авторе

Данила Горюнов — разработчик настольных игр «Ордонанс» (в соавторстве с Сергеем Мачиным), «Синоби», «Зомби! Спасайся кто может!». Сотрудничает с компанией «Правильные игры» с начала 2000-х годов, рейтинговый игрок в СКИ «Война». Также увлекается компьютерными играми. В рабочее время изучает поведение муравьёв в институте проблем экологии и эволюции РАН, где служит ведущим инженером лаборатории почвенной зоологии и общей энтомологии.

 

Сергей Мачин — российский разработчик и издатель настольных игр. Результатом многолетнего увлечения Сергея военной историей стала первая отечественная коллекционная карточная игра «Война», которую выпустила в 2002 году возглавляемая им Дизайнерская группа «Столица». За «Войной» последовали CoolGame — не очень удачная попытка познакомить с настольными играми офисных работников, — заслужившее всероссийское признание «Зельеварение» и ещё ряд настольных игр. Настолки Сергея Мачина выходят в рамках проекта «Правильные игры».

Все разработанные Мачиным настольные игры — карточные, если в них и присутствуют поля или фишки, то они играют вспомогательную роль: для определения победителя или маркировки игровых зон. К наиболее удачным играм выпускаются расширения-дополнения, что скорее исключение, чем правило, на российском рынке настолок. В оформлении нередко используется графика всемирно известных мастеров прошлого, например гравюры Гюстава Доре в игре «Ордонанс» или чертежи Да Винчи в «Загадке Леонардо».

Сергей Мачин женат, воспитывает дочь. Его супруга Любовь Мачина часто помогает Сергею разрабатывать настольные игры. Среди увлечений Мачина — создание сувениров ручной работы (флэш-карты, аксессуары для настольных игр, шифровальные машины в стиле стимпанк) и строительство декоративных замков.

Об авторе

Данила Горюнов — российский разработчик настольных игр. Родился и живёт в Москве, по основной профессии энтомолог, специализируется на поведении муравьёв. С начала 2000-х годов сотрудничает с проектом «Правильные игры», в рамках которого выпущены настольные игры «Ордонанс» (соавтор Сергей Мачин, премия «Игра года» от сайта boardgamer.ru), «Зомби! Спасайся кто может!» и «Синоби. Война кланов». Помимо создания игр, Данила Горюнов организовывал настольные турниры, а также сотрудничал с журналами. В разработке настольных игр придерживается принципов минимализма, стараясь наименьшими средствами добиться наибольшего эффекта.

Королевства крестоносцев

В настольной игре «Ордонанс» соперники борются за влияние в государствах крестоносцев, которые возникли на Ближнем Востоке после Первого крестового похода. В этот набор входят базовый «Ордонанс» и дополнение к нему — «Королевства крестоносцев».